Что читать крановщику

Список литературы необходимый крановщику.

Непрерывный рост и совершенствование производства в нашей стране осуществляются на основе высшей техники и служат для удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества. Социалистичёская система хозяйства дает неограниченный простор развитию и применению новейшей техники. Одним из важнейших показателей непрерывного роста техники и повышения технического уровня социалистической промышленности является широкая механизация трудоемких и тяжелых работ в промышленности.

И. В. Сталин в 1931 г. в своей исторической речи на совещании хозяйственников указал, что «…нужно немедленно перейти на механизацию наиболее тяжелых процессов труда, развертывая это дело во всю... Но это значит, что механизация процессов труда является той новой для нас и решающей силой, без которой невозможно выдержать ни наших темпов, ни новых масштабов производства» (И. В. Сталин - Соч., т. 13, стр. 54).

За годы сталинских пятилеток и особенно в послевоенный период все отрасли промышленности оснащались новыми машинами. Г. М. Маленков в своем отчетном докладе XIX съезду партии указывает, что «Отечественным машиностроением только за 3 последних года создано около 1600 новых типов машин и механизмов» (Г. М. Маленков, Отчетный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б). 5 октября 1952 г. М., Госполитиздат, 1952, стр. 41).

Значительная часть новых высокопроизводительных машин и механизмов, осуществленных изобретений и рационализаторских, предложений служит для механизации трудоемких работ. Уровень механизации повышается во всех отраслях народного хозяйства. Внедрение новой техники неизменно сопровождается облегчением труда, приводит к дальнейшему повышению материального благосостояния народа.

Большие успехи достигнуты также и в области механизаций погрузочно-разгрузочных и. транспортных работ. Отечественное подъемно-транспортное машиностроение создало за эти годы новые совершенные машины, освобождающие рабочих промышленных предприятий и строек от тяжелого физического труда.

Пятый пятилетний план является новым крупным шагом по пути развития Советского Союза от социализма к коммунизму. Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану указывают на необходимость «Предусмотреть высокие темпы развития машиностроения как основы нового мощного технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства СССР» (Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы. Резолюция XIX съезда ВКП(б) по докладу Председателя Госплана тов. М. 3. Сабурова. М.; Госполитиздат, 1952, стр. 8).

Значительное развитие всех отраслей машиностроения позволит в пятой пятилетке в основном завершить механизацию тяжелых и трудоемких работ в промышленности и строительстве. Директивы XIX съезда партии намечают также значительный рост производства машин для механизации трудоемких работ и подъемно-транспортного оборудования, в том числе и мостовых электрических кранов большой грузоподъемности.

Мощные краны с крюком, перемещающие различные грузы в цехах, складах и на строительных площадках, работают с минимальной затратой физического труда на вспомогательные операции по штропке грузов. Краны же, снабженные специальными захватами ( грейферные, электромагнитные и др.) совершенно не требуют какой-либо вспомогательной рабочей силы и затраты физического труда и управляются только крановщиком.

В ряде предприятий краны настолько широко внедрены в рабочий процесс, что без них немыслим нормальный ход производства.

Правильное использование применяемого оборудования имеет огромное значение для повышения производительности труда. «Быстрый рост произво­дительности труда в СССР является прежде всего результатом широкого внедрения в народное хозяйство новой техники и передовых технологических процессов, результатом механизации и электрификации производства, особенно механизации трудоемких и тяжелых работ, а также результатом лучшей организации труда, роста общеобразовательного и культурного уровня трудящихся и повышения их производственной квалификации» (Г. М. Маленков, Отчетный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б). 5 октября 1952 г. М., Гоополитиздат, 1952, стр. 44-45). Поэтому для бесперебойной и высокопроизводительной работы подъемно-транспортного оборудования, в частности электрического мостового крана, крайне важно, чтобы крановщик не только владел приемами работы, но и знал основы современной техники и технологии. Для сознательного выполнения производственных работ и культурной эксплуатации механизмов необходимо, чтобы машинист крана постоянно расширял и пополнял свои технические знания.

Настоящий указатель литературы предназначен для крановщика электрического мостового крана и ставит себе целью помочь молодому рабочему IV разряда овладеть необходимыми знаниями в области конструкции, эксплуатации и обслуживания электрических мостовых кранов.

Указатель рассчитан на крановщиков уже прошедших техминимум, получивших удостоверение на право управления краном и желающих самостоятельно работать над дальнейшим повышением своей квалификации. Крановщик, не прошедший техминимума, может также воспользоваться этим указателем и ограничиться чтением книг, отмеченных звездочкой*.

В указатель включены литература, дающая краткое представление о материаловедении и основах электротехники, руководства по электрическим кранам и книги, освещающие передовой опыт крановщиков-новаторов.

Указанные книги следует читать в рекомендуемой последовательности, руководствуясь приведенными методическими указаниями. Пособие рассчитано на непосредственное использование его крановщиками, работающими над повышением своей квалификации.

Основная литература по специальности

Крановщик мостового электрического крана должен знать свойства и назначение материалов, применяемых в электрокране. Эти вопросы освещены в книге:

Славин Д. О. и Остапенко Н. Н. Материаловедение [для металлистов]. Изд. 2-е, доп. и переработ. М., Трудрезервиздат, 1950. 148 стр. с илл.; 3 л. илл. (М-во трудовых резервов СССР).

Книга представляет собой учебник для ремесленных и железнодорожных училищ и содержит элементарные сведения о металлах и сплавах и их основных физических и механических свойствах. Значительная часть книги посвящена вопросам производства чугуна и стали и, технологическим процессам их обработки. При чтении следует обратить особое внимание на главы: 1 - «Значение, .металлов в народном хозяйстве СССР» (стр. 3-6), 2 и 3 -«Основные свойства металлов и сплавов» и «Строение металлов и сплавов» (стр. 6-29), а также на главы 7 -«Цветные металлы и их сплавы» и 12 -«Неметаллические материалы» (стр. 93-102, 139-145). Главы 4, 6, 9, 10, 11, где подробно рассматриваются процессы плавки, термической обработки, литья, обработки давлением и сварки, можно не изучать целиком, а использовать как справочный материал. Успешная эксплуатация и надлежащее обслуживание крана требуют хорошего знания устройства и принципов действия электрооборудования. В связи с этим необходимо предварительно ознакомиться с основными понятиями электротехники, для чего рекомендуем воспользоваться книгой:

Перышкин А. В., Фалеев Г, И., Крауклис В. В. •Физика. Изд. 3-е. Ч. 2. М., Учпедгиз, 1951. 216 стр. с илл.

В этом учебнике, рассчитанном на учащихся 7 класса средней школы, изложены первоначальные сведения об электричестве, и дается : представление об электрическом токе и способах его получения (стр. 84-107).

В главах 12-14 (стр. 134-177) после краткой характеристики магнитных и электромагнитных явлений приводятся схематические, описания устройства генератора, динамомашины и трансформатора.

Для понимания устройства электрической системы, а также для своевременного обнаружения неисправностей электрического оборудования необходимо знакомство не только с основами электротехники, но и с материалами, применяемыми в этой области. Эти сведения подробно изложены в книге:

Тареев Б. М. Электротехнические материалы. Нед. 4-е, переработ. М.-Л., Госэнергоиздат, 1952. 288 стр. с илл.

Книга рассчитана на рабочих, имеющих самую элементарную подготовку в области физики, химии и электротехники, и в доступной форме дает представление о составе, свойствах и области применения различных электротехнических материалов. Крановщику электрического мостового крана необходимо ознакомиться со всеми видами электротехнических материалов (проводниковых, электроизоляционных и монтажных), но при чтении отдельных глав, он может ограничиться описательной частью и не изучать те разделы, где говорится об испытании и производстве материалов (например, в главе 3 «Жидкие электроизоляционные материалы» можно пропустить страницы, где идет речь о проверке и очистке трансформаторных масел).

Основным руководством по изучению конструкции мостового электрического крана и его механического и электрического оборудования является книга:

Муравьев К. Н. *. Подъёмные электрические краны. Свердловск—Москва, Машгиз, ,1948, 188-стр. с илл.; 1 л. черт. (М-во трудовых резервов СССР).

Эта книга представляет собой учебное пособие и в сжатой форме охватывает весь круг основных вопросов, знание которых необходимо для работы на мостовом электрическом кране, В первых главах дается представление о составных частях мостового крана, назначении тормозов, способах передвижения моста и тележки и подъёма груза. Далее рассматриваются детали и узлы механизмов крана – подшипникискольжения и качения, муфты, зубчатые передачи и ходовые колеса. На стр. 41 приводятся сведения о приспособлениях для подъёма и подвешивания грузов (канаты, цепи, крюки, блоки и полиспасты) и описываются подъёмные электромагниты.

Глава 3 знакомит со смазочными материалами и приемами смазки. Указания по периодичности смазки и выбору различных сортов масел для деталей и механизмов крана сведены в таблицу (стр. 71-73).

Описанию электрооборудования крана предпослано краткое изложение основ электротехники.

Разнообразные типы подъёмных кранов, применяемых в различных производственных условиях, рассматриваются в главе 6 руководства (стр. 121-161). Приводятся краткие описания ковочного, литейного, загрузочного и сгрипперного мостовых кранов, а также дается представление о конструкции колодцевых, консольных и поворотных, портальных и перегрузочных кранов.

Последние главы книги посвящены обслуживанию кранов, характеристике различных неисправностей и способам их устранения. Кроме того, излагаются основные приёмы работы на кранах и правила техники безопасности.

Поскольку материал, изложенный в книге Муравьева, недостаточен для изучения электрического и механического оборудования крана, следует обратиться к книге:

Рыбкин А. А. Электрические краны. М.-Л., Гос энергоиздат, 1948. 360 стр. с илл.; 2 л. черт.

Эта книга представляет собой пособие для повышения квалификации мастеров, содержит описание основных типов кранов и указания по их ремонту и обслуживанию. Однако, рекомендуемые для изучения разделы изложены в до­ступной форме и могут быть использованы крановщиком для повышения квалификации.

Рекомендуется прочесть раздел 2: «Механическая часть кранов» (стр. 8-48), где дается подробное описание, основных узлов и механизмов передвижения и подъёма. В таблицах (стр. 17, 22, 23) приводятся данные о соотношениях между элементами зубчатых колес и зависимостью, существующей между диаметром каната и наименьшим диаметром барабана. В разделе «Электрическое оборудование» следует прочесть страницы 87-109, посвященные описанию конструкции крановых электродвигателей постоянного и переменного тока.

Для ознакомления с электрическим оборудованием грузозахватных приспособлений нужно обратиться к разделу 7 (стр. 264-286), где дается представление о конструкции электромагнитов и электрическом приводе греферных лебедок.

Поскольку в обязанности крановщика входит не только нормальная эксплуатация крана, но и уменье своевременно обнаружить неисправности в работе его механической и электрической части, то для осуществления правильного обслуживания крана крановщик должен уметь проверять предохранительные устройства, регулировать тормоза и обнаруживать дефекты двигателя и механизмов.

Эти вопросы, изложены в разделах: 8 – «Обслуживание электрических кранов» (стр. 287-314) и 9 – «Ремонт электрических кранов» (стр. 315-342); необходимо обратить особое внимание на перечень наиболее часто встречающихся неисправностей, оборудования (стр. 308-314) я указания на их возможные причины ,и способы устранения.

Работа водителя электрокрана требует тщательного выполнения правил техники безопасности. Поэтому помимо ознакомления с правилами техники безопасности, изложенными в книгах К. Н. Муравьева (стр. 175-183) и А. А. Рывкина (стр. 345- 353) каждый крановщик должен внимательно изучить брошюру.

Памятка-инструкция по технике безопасности для крановщиков электрокранов. * М., Центр, бюро технич. информации, 1952. 54 стр. (М-во станко­строения СССР. Отдел рабочих кадров, труда и заработной платы).

В этой памятке разъяснены основные правила безопасности при эксплуатации электрокранов и даются указания по обслуживанию, уходу и наблюдению за краном во время работы. В таблицах на стр. 50-53 приводятся цифровые данные для подбора пеньковых и стальных канатов и сварных цепей на заданную нагрузку.

Производительность работы электромостового крана характеризуется относительной продолжительностью включения электромоторов крановщиком. Каждый крановщик, который хорошо изучил кран и правильно организовал свою работу, может добиться высоких производственных показателей. Достижения одного из передовых машинистов электрокрана освещены в брошюре:

Зорина Н. И. * Мой опыт работы. Свердловск - Москва. Металлургиздат, 1949. 16 стр. с илл. (М-во металлургия, пром-сти СССР. Свердловск, ин-т технич. обучения рабочих).

Автор брошюры, крановщик электрокрана, Н. И. Зорина рассказывает об организации и приёмах своей работы, позволивших ей обеспечить полезную работу крана в течение 468,25 мин. за 8-часовую смену, затрачивая 0,7-0,8 мин. на перевозку груза средним весом в 600 кг.

Научный анализ работы ряда передовых крановщиков, работающих в отечественных портах, показывает, что рабочий, который глубоко освоил свою специальность и в целях сокращения времени цикла сознательно продумал возможность и целесообразность совмещения рабочих движений крана, становится действительно мастером своего дела и повышает производительность агрегата в.два и более раза. Поэтому полезно также ознакомиться с передовыми методами труда на портальных кранах, так как многие рациональные приёмы работы могут быть успешно использованы и крановщиком электрического мостового крана. Для этого рекомендуется обратиться к брошюре:

Петошина 3. Опыт работы на портальном кране. М., Профиздат, 1952. 36 етр. с- илл. (Новаторы соц. ир-ва).

Автор-лауреат Сталинской премии старшая крановщица Московского Западного порта – рассказывает об опыте своей работы на портальном кране по разгрузке строительных материалов. Тщательно продуманное рациональное управление электрическим оборудованием и механизмами крана позволили значительно повысить норму выработки и сократить среднюю производительность цикла.

Для быстрого наведения оправок и возобновления в памяти основных сведений о конструкции, обслуживании и правилах эксплуатации электрического мостового крана рекомендуется обращаться к книге:

Левинский И. В. Памятка для крановожатого и зацепщика груза. Киев, Гостехиздат Украины, 1950. 108 стр. с илл. (Всесоюз. науч. инж.-техн. о-во машиностроителей. Киевское обл. отд-ние).

В небольшой по объёму книге, в сжатой форме изложены необходимые данные, характеризующие основные узлы и механизмы электрического мостового крана. Приводятся указания по уходу за краном и правила работы крановщика.

Кроме того, для ознакомления с требованиями, предъявляемыми к техническому состоянию кранов и их оборудования, следует воспользоваться официальным изданием:

Правила устройства, освидетельствования и эксплуатации кранов, подъёмных механизмов и вспомогательных при них приспособлений. М, Госэнерго- издат, 1950. 72 стр. (М-во электростанций СССР).

Крановщику рекомендуется изучить параграфы 1–10, 12, 19 –28, 39, 41– 69, где указываются требования техники безопасности, предъявляемые к ограждениям, цепям и канатам, грузовым крюкам и петлям и электрооборудованию крана.

В разделе «Специальная часть» (стр. 22-67) следует прочесть параграфы 68-152, излагающие правила устройства, испытания и эксплуатации кранов различных конструкций. Кроме того, нужно ознакомиться с приложением 1 «Классификация кранов и подъемных механизмов в зависимости от режимов их эксплуатации» (стр. 68-69) и приложением III «Определение величины натяжения палочных канатов и цепей в зависимости от угла наклона их к вертикали» (стр. 71).

Литература для изучения

Крановщик, желающий более углубленно ознакомиться с основными вопросами электротехники, должен обратиться к книге:

Ломоносов В. Ю. и Поливанов К. М. Электротехника. Основные понятия. Изд. переработ. и доп. М.—Л., Госэнергоиздат, 1952. 384 стр. с илл.

В этом учебнике для ремесленных училищ, рассчитанном на читателей, знакомых по своей практической работе с электрическим током, в доступной форме излагаются начальные основы электротехники. Дается общее представление о работе и энергии и разъясняется значение таких понятий, как напряжение, работа и мощность электрического тока, электрическое сопротивление, электрическая цепь и т. д. В главах 3 и 4 характеризуются явления магнетизма и электромагнитной индукции. Далее рассматриваются общие вопросы получения переменного тока и описывается устройство и принцип действия машин постоянного тока, трансформаторов и машин переменного тока. Малоподготовленный читатель может ограничиться чтением описательных разделов книги.

Такелажные и стропальные работы, производимые при монтаже оборудования и перенесении различных грузов, имеют немаловажное значение для успешной работы крановщика. Крановщик, желающий углубить свои знания в этой области и ознакомиться с различными видами такелажного оборудования, может обратиться к книге:

Масленников Н. П. Такелажное оборудование и его применение. Москва – Свердловск, Машгиз, 1949. 87 стр.

В этом практическом руководстве, рассчитанном на стропальщиков и такелажников, описывается такелажное оборудование и рассматриваются основные способы такелажных работ. Для крановщика наибольший интерес представляет глава I (Такелажное оборудование, стр. 3-44) и глава 3 (Техника безопасности, стр. 79-84). В главе 2 следует обратить внимание на способы строповки при подъёме грузов различных конструкций, труб, тяжелых деталей машин и т. д.

Краткое представление о конструкции подъёмно-транспортных механизмов различных типов дает вышеуказанное пособие К. Н. Муравьева «Подъёмные электрические краны». Для более подробного изучения подъёмно-транспортных машин, и, в частности, оборудования металлургических цехов рекомендуется воспользоваться книгой:

Николаевский Г. М. Подъёмно-транспортное оборудование металлургических заводов. М., Метал лургиздат, 1944. 260 стр. с илл.; 3 л. черт.

Первые четыре главы этой книги содержат основные сведения о деталях, узлах и электрическом оборудовании подъёмно-транспортных машин, уже изложенные в вышеуказанных пособиях.

Крановщику, повышающему свою квалификацию, рекомендуется прочесть главу' 5 (стр. 157-256), где довольно подробно рассматриваются конструкции, механизмы и приёмы эксплуатации подъёмно-транспортного оборудования металлургических цехов. Приводятся описания кранов рудного двора, подъёмника доменной печи, разливочной машины для чугуна, мостового завалочного крана, кранов прокатного цеха и т. д.

Предварительное ознакомление с вопросами ремонта электрического мостового крана дает вышеуказанная основная литература. Ремонт электрического оборудования значительно подробнее освещен , в книге:

Жданов Б. В. Электрооборудование мостовых кранов. М., Машгиз, 1950. 266 стр. с илл.; 2 л. черт.

Эта книга рассчитана на инженерно-технических работников, но некоторые ее разделы, не содержащие сложных формул и расчетов, могут быть использованы рабочим для повышения квалификации. Рекомендуется прочесть раздел «Монтаж электрооборудования» (стр. 150-167) и раздел «Эксплуатация электрооборудования» (стр. 168-196). Изложение процессов монтажа и наладки электрооборудования дается в простой и доступной форме, с указанием приёмов осмотра и предварительной проверки работы электродвигателей, генераторов, контроллеров и т. д. В таблицах 64 и 65 (стр. 173-178) приводится подробный перечень неисправностей электрической системы, их возможных причин и способов устранения.

Новые прогрессивные методы ремонта освещены в брошюре:

Луканин Б. К. Скоростной ремонт кранового оборудования. Москва – Свердловск, Машгиз, 1952. 36 стр.

Автор – ремонтный инженер – описывает примененный на Уралмашзаводе опыт ремонта мостовых кранов по скоростному графику.

Ремонт производился без простоя оборудования и значительно ускорился благодаря узловой замене деталей, тщательной подготовке и организации предварительной выбраковки деталей:

Квалифицированному крановщику электрического мостового крана полезно также ознакомиться с передовыми методами труда крановщиков портальных кранов, работающих на строительных площадках и на водном транспорте. Для этого рекомендуется воспользоваться нижеприведенной литературой:

Салин.С. Н. Организация труда по методу крановщика Ф. А. Зырянова. М., Гос. изд. лит. по строительству и архитектуре, 1953. 28 стр. с портр. (Новаторы строит, индустрии).

Крановщик-новатор Н. К. Пименов. М., Реч- издат, 1953. 42 стр. с илл. (Речники – лауреаты Сталинской премии).

Болобан Н. А. Скоростные методы работы крановщиков новаторов водного транспорта. –«Механизация, трудоемких и тяжелых работ», 1953, № 2, стр. 5-9 с илл.

Алфавитный перечень книг и брошюр, включенных в указатель

  1. Болобан Н. А. Скоростные методы работы, крановщиков-новаторов водного транспорта. –«Механизация трудоемких и тяжелых работ», 1953, №'2, стр. 5–9 с илл.
  2. Жданов Б. В. Электрооборудование мостовых кранов. М., Машгиз, 1950. 226 стр. с илл.; 2 л. черт.
  3. Зорина Н. И. Мой опыт работы. Свердловск – Москва, Металлургиздат, 1949. 16 стр. с илл. (М-во металлурги. пром-сти СССР. Свердловск, ин-т технич. обучения рабочих).
  4. Крановщик-новатор Н. К. Пименов. М., Речиздат, 1903. 42 стр. с илл. (Речники – лауреаты Сталинской премии).
  5. Левинский И. В. Памятка для крановожатого и зацепщика груза. Киев, ГосТехиздат Украины, 1950. 108 стр. с илл. (Всесоюз. науч. инж.-техн. о-во машиностроителей. Киевское обл. отд-ние).
  6. Ломоносов В. Ю. и Поливанов К. М.. Электротехника. Основные понятия. Изд. переработ. и доп. М. –Л., Госэнергоиздат, 1S62. 384 стр. с илл.
  7. Луканин Б. К. Скоростной ремонт кранового оборудования. Москва – Свердловск, Машгиз, 1952. 36 стр.
  8. Масленников Н. П. Такелажное оборудование и его применение. Москва – Свердловск, Машгиз, 1949. 87 стр.
  9. Муравьев К. Н. Подъемные электрические краны. Свердловск – Москва, Машгиз, 1048. 188 стр. с илл.;1- л. черт. (М-во трудовых резервов СССР).
  10. Николаевский Г. М. Подъёмно-транспортное оборудование металлургических заводов. М., Металлургиздат,1944. 260 стр. с илл.; 3 л. черт.
  11. Памятка-инструкция по технике безопасности для крановщиков электрокранов. М., Центр, бюро технич. информации, 1952. 64 стр. (М-во станкостроения СССР. Отдел рабочих кадров, труда и заработной: платы).
  12. Перышкин А. В., Фалеев Р. И., Крауклис В. В. Физика. Изд. 3-е. Ч. 2. М., Учпедгиз, 1951. 216 стр.с илл.
  13. Петошина 3. Опыт работы на портальном кране. М., Профиздат,1952.. 36. стр. с илл. (Новаторы соц.пр-ва).
  14. Правила устройства, освидетельствования и эксплуатации кранов, подъёмных механизмов и вспомогательных при них приспособлений. М., Госэнергоиздат, 1950. 72 стр. (М-во электростанций СССР).
^ Наверх