Перевод краностроительного завода на серийные методы производства

Статья о переводе краностроительного завода на серийные методы производства.

№ 6

ПЕРЕВОД КРАНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА НА СЕРИЙНЫЕ МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Предпосылки организации планирования производства серийными методами

Переходу завода подъемно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова на серийные методы планирования производства предшествовало осуществление комплекса организационно-технических мероприятий, в результате проведения которых была создана соответствующая материальная база, необходимая для внедрения методов серийного производства.

Такими организационно-техническими мероприятиями были:

  1. унификация изделий, узлов и деталей кранов;
  2. типизация технологических процессов механообработки крановых деталей на основе их классификации и группировки;
  3. специализация цехов и организация в основных механических цехах предметно-замкнутых участков.

Внедрению прогрессивной типовой технологии мешали действовавшие формы организации и планирования, присущие индивидуальному производству.

Позаказный метод планирования производства, при котором партия изготовляемых деталей, как правило, соответствует количеству машин, выпускаемых в планируемом месяце по отдельным заказам, приводил к тому, что в цехах преобладало штучное изготовление деталей.

Отсутствие партионного изготовления деталей и позаказный метод планирования препятствовали широкому применению вновь созданной высокопроизводительной оснастки, которая могла эффективно использоваться только при обработке деталей партиями.

Надо было ликвидировать действовавшую систему раздельной подготовки и планирования каждого заказа, которые исключали практически возможность, обезличенно от заказов, объединять и запускать в производство одинаковые постоянно повторяющиеся детали.

Под серийными методами планирования понимается применение методики планирования серийного производства в условиях перехода предприятия с индивидуальных на серийные методы изготовления продукции.

Между тем, как показал анализ отчетных данных, несмотря на большое число разновидностей кранов, а также разнообразие выпускаемых заводом модификаций конструкций во всех кранах и, в особенности унифицированных, удельный вес постоянных (повторяющихся) деталей весьма велик.

Ниже приводятся отчетные данные о применяемости деталей в основных узлах (без металлоконструкции моста) электромостового крана грузоподъемностью 30/5 т, который принят за базовый по отношению к электромостовым кранам грузоподъемностью 50/10 и 75/15 т (табл. № 1).

Приведенные табличные данные подтверждают большую применяемость деталей не только во всех модификациях электромостового крана грузоподъемностью 30/5 т, которая составляет 80,8% — в узлах «Тележка», 62,0 % в узлах «Рама тележки», 73,0% — в узлах «Механизм передвижения», но и в кранах других грузоподъемностей. Так, например, из 379 деталей категории «Заимствованные» — 286 деталей или 75% применяются не только в электромостовых кранах грузоподъемностью 30/5 т, но и в других кранах.

Весьма характерна также применяемость узлов в кранах различной грузоподъемности (табл. 2). При этом следует обратить внимание

на то обстоятельство, что применяемость отдельных деталей этих узлов, как правило, значительно выше применяемости узлов, ибо ряд деталей применяется не только в различных узлах приведенных в таблице трех типов электромостовых кранов, но еще и в ряде других кранов.

Следует также учесть, что отдельные детали нормальных электромостовых кранов широко применяются при изготовлении специальных электромостовых и стреловых кранов, где применяемость таких деталей достигает 50—60% от общего количества деталей.

Приведенные выше аналитические данные о применяемости одних и тех же деталей в различных конструкциях и модификациях кранов полностью подтвердили возможность организовать изготовление основной массы крановых деталей серийным методом, т. е. партиями «на склад», обезличенно от конкретных заказов.

а) Постоянные и переменные детали кранов

Широкое применение в различных кранах постоянно повторяющихся, общих для многих кранов, элементов конструкций позволило выделить из всей массы деталей так называемые постоянные и переменные детали.

К категории постоянных относятся детали, применяющиеся во всех исполнениях кранов данного вида и данной грузоподъемности; при этом учитывается применяемость этих деталей во всех других видах кранов, даже в тех случаях, когда их применение в этих кранах будет носить переменный характер.

К переменным относятся детали, применяемые только в отдельных разновидностях (исполнениях) кранов данной грузоподъемности и типа.

Такое разделение позволило изготовлять постоянные детали серийными методами — партиями «на склад» независимо от заказов, а переменные детали методами индивидуального производства — «на заказ».

При изготовлении крановой продукции применяется значительное количество нормализованных крепежных деталей. Частично эти детали поступают на завод со стороны, часть их, в особенности с диаметром свыше 20 мм, изготовляется непосредственно на заводе. Все крепежные детали также отнесены к категории постоянных.

Следует учесть, что удельный вес постоянных деталей во всем производстве завода непрерывно растет за счет перевода деталей из категории переменных в постоянные.

 

Насколько стал велик в общем объеме выпуска цехов удельный вес заготовок и деталей, изготовление которых планируется обезличенно от конкретных заказов, видно из нижеследующих данных:

  1. по заготовкам — в процентах по тоннажу (без внешних поставок и услуг);
  2. по готовым деталям — в процентах по удельному весу трудоемкости постоянных деталей в общей трудоемкости механообработки всех деталей кранов (данные приводятся по состоянию на 1 января 1954 г., см. диаграмму).

Несмотря на то, что выделение постоянных деталей производилось только по электромостовым кранам грузоподъемностью 30/5 и 50/10 т, эти детали, как это видно из диаграммы, широко применяются и в других кранах.

К постоянным отнесены также детали, изменяющиеся в зависимости от рода тока, на котором будет работать кран, так как большинство кранов (до 90%) поставляется заводом в исполнении для переменного тока.

б) Техническая подготовка и серийные методы производства

Применение серийных методов изготовления постоянных деталей кранов обусловило необходимость перестройки в системе технической подготовки производства.

В первую очередь оказалось необходимым ввести учет применяемости узлов и деталей кранов. Карты применяемости составляются отделом главного конструктора завода в соответствии с ГОСТ 5299-50 (форма 1).

В этой карте, кроме применяемости деталей по узлам, проставляется также общая применяемость деталей в каждой из модификаций крана.

ОГК рассылает копии карт применяемости в ПДО и ОРТ завода;

ПДО использует данные о применяемости при планировании постоянных деталей.

В узловых спецификациях («СП»), выпускаемых ОГК, введена отметка деталей, относимых к категории постоянных; на кальку «СП» наносится межцеховой маршрут, в котором для механических цехов в знаменателе дроби под номером цеха указывается номер предметнозамкнутого участка, где должна обрабатываться деталь.

ОГТ проставляет в спецификациях номера технологических групп по классификатору для облегчения группировки деталей по технологическим признакам при запуске их в производство в цехе.

Материальные нормативы на каждый заказ дополняются расшифровкой: какое количество материалов из общего норматива необходимо на изготовление постоянных деталей в данном заказе.

В трудовых нормативах, так же как и в материальных, из общей трудоемкости на изделие выделяется трудоемкость изготовления постоянных деталей по каждому цеху-исполнителю.

 

Календарно-плановые нормативы движения заготовок и деталей в производстве

Практика внедрения серийных методов планирования и переход на партионное изготовление постоянных деталей в задел, при наличии сборки машин и изготовления переменных деталей методом индивидуального производства, показала, что именно широкое применение серийных методов изготовления постоянных крановых деталей изменили лицо завода и профилируют его как завод, который по организации производственных процессов приближается к серийному типу производства.

Серийный метод планирования постоянных деталей предусматривает работу периодически повторяющимися партиями «на склад» и сводится, по существу, к поддержанию уровня заделов, устанавливаемых на центральных складах и в производстве.

При переходе на серийные методы производства требовался такой расчет календарного расписания движения заготовок и деталей, который обеспечивал бы организацию равномерной, ритмичной работы завода с минимальными материальными и трудовыми затратами.

Такая работа предприятия возможна только в условиях строгого порядка запуска и продвижения деталей и сборочных соединений по операциям производственного процесса, по участкам и цехам завода. Этот порядок определяется календарно-плановыми нормативами движения заготовок и деталей в производстве. Без этих нормативов невозможно правильно планировать производство, невозможно регламентировать организационный режим работы цехов и участков, невозможно организовать ритмичную работу предприятия; кроме того, они составляют базу для расчета производственных программ и календарных графиков работы.

Поэтому при переходе на серийные методы планирования потребовалось проведение расчетов календарно-плановых нормативов. Необходимо было выявить номенклатуру постоянных деталей и установить их применяемость в различных кранах. Необходимо было регламентировать размер, периодичность запуска и порядок продвижения партий постоянных деталей по операциям производственного процесса, по участкам и цехам завода.

 

Были выполнены следующие расчеты календарно-плановых нормативов по номенклатуре постоянных деталей:

  • определена среднемесячная потребность в постоянных деталях по данным годовой программы;
  • установлена величина партий изготовления деталей и периодичность сроков запуска и выпуска их;
  • установлена величина партий заказа деталей и периодичность повторения заказа в производстве;
  • определена длительность цикла изготовления партий деталей;
  • д) установлены размеры складских запасов: поковок и отливок — на центральном складе заготовок, готовых деталей — на центральном складе комплектования деталей перед сборкой.

Система планирования запуска переменных деталей в производстве сводится к строгому соблюдению в ходе производства регламентированных опережений, вытекающих из цикловых графиков изготовления изделий.

В условиях завода имени С. М. Кирова, где до перестройки количество наименований деталей, планируемых цехам, колебалось в пределах от 14000 до 23000 в месяц, — чрезвычайно осложнялось планирование и управление ходом производства.

В связи с большим объемом плановой работы подетальные производственные программы выдавались цехам вплоть до 20—25 числа планируемого месяца.

Чтобы обеспечить действенное управление календарным ходом производства, необходимо было резко сократить номенклатуру деталей, которая ежемесячно проходит в цехах.

Хотя проведение таких мероприятий, как унификация изделий и деталей, типизация технологических процессов, специализация цехов и организация предметно-замкнутых участков, позволило несколько укрупнить партии изготовления, но реализации этих мероприятий и эффективное сокращение ежемесячно планируемой номенклатуры могло быть осуществлено только с переходом на серийные методы планирования производства, с переходом на периодическое включение в цеховые программы изготовления так называемых партий заказа.

Если партия изготовления регламентирует количество деталей, единовременно запускаемых в производство в цехе, то партия заказа регламентирует количество деталей одного наименования, заказываемых единовременно цеху за установленный расчетами период времени от одного до двенадцати месяцев, и, таким образом, изготовление партии заказа деталей данного наименования практически имеет место в течение одного из месяцев установленного периода. При этом величина партии заказа либо равна, либо больше в кратном соотношении величины партии изготовления.

Периодичность повторения партии заказа установлена от 1 до 12 месяцев.

Совершенно очевидно, что при установлении периодичности запуска принимались во внимание размер годовой потребности в деталях данного наименования, габариты детали, вес и марка металла, идущего на деталь.

Установленная расчетами периодичность запуска партий заказа постоянных деталей в механических цехах определяет следующую повторяемость заказов:

Таким образом, только 22% позиций всей номенклатуры деталей, включается ежемесячно в план механическим цехам, а остальные 78% позиций деталей включаются в план, начиная от 1 раза в 2 месяца и до 1 раза в 12 месяцев.

 

В связи с переходом на серийные методы планирования и объединением одинаковых заготовок (поковок, отливок) и деталей по разным заказам крановой продукции в единые партии изготовления резко сократилась ежемесячно планируемая номенклатура заготовок и деталей, а именно:

а) по чугунным отливкам — в 6 раз;

б) по стальным отливкам — в 4 раза;

в) по поковкам — в 6 раз;

г) по механическим цехам — в 10 раз.

В целом по заводу номенклатура ежемесячно планируемых цехам деталей была сокращена с 14000—23000 до 4000 позиций, в том числе изготовление около 1100 позиций планируется партиями «на склад».

Некоторое увеличение при этом размеров складских запасов заготовок и деталей против устанавливаемых обычно в серийном производстве дает возможность локализовать влияние неизбежных в краностроении отклонений в конкретном плановом периоде на месяц от принятого ранее расчетного среднемесячного ассортимента кранов по годовой программе. Таким образом, некоторое увеличение складских запасов может гарантировать обеспеченность сборочного цеха постоянными деталями для конкретных заказов по плану выпуска крановой продукции при любой номенклатуре, программы на месяц.

Для облегчения и ускорения работы при расчете месячных производственных программ цехам весь необходимый нормативно-справочный материал концентрируется в так называемых планово-нормативных картах (форма 2), составляемых ПДО завода по всей номенклатуре постоянных деталей.

В картах сосредоточены все необходимые справочные данные о постоянных деталях, как-то; применяемость детали в различных кранах, календарно-плановые нормативы, материальные и трудовые нормативы, маршрут обработки и др.

В картах ежемесячно проставляются отчетные данные о движении заготовок и готовых деталей на центральных производственных складах, и, таким образом, по данным карт можно судить о движении остатков заготовок и готовых деталей на соответствующих складах.

Все текущие изменения справочных данных о деталях отражаются в планово-нормативных картах, в соответствующих графах карты об изменениях.

Внедрение серийных методов планирования производства осуществлялось на заводе этапами.

В первую очередь все внимание производственников было обращено на создание заделов на складе заготовок, необходимых для обеспечения комплектного питания механических цехов поковками и отливками.

Поэтому планирование изготовления постоянных деталей обезличенно от заказов было введено сначала в чугунолитейном и сталелитейном цехах, затем в кузнечном цехе и, начиная со второго полугодия 1953 г., «сквозным» порядком — по всем цехам завода.

При переходе на серийные методы планирования создание комплектных заделов на складах и в производстве в размерах, установленных расчетами, является первоочередной и весьма сложной задачей.

Обычно эта задача решается постепенно. Проходит известный период времени, пока накапливаются необходимые на всех стадиях производства заделы. Как показала практика работы, для того, чтобы сократить этот период и максимально использовать все возможные средства для быстрого накопления необходимых заделов, следует регламентировать последовательность и сроки накопления заделов. Это делается обычно в виде графика, в котором предусмотрен календарь накопления заделов, источники накопления и соответствующие пропорции между поступлением, расходом и нормами запасов деталей и заготовок, обеспечивающие постепенное создание заделов.

Потребовалось более года, пока на заводе были созданы необходимые заделы постоянных деталей.

Так, например, состояние запасов готовых постоянных деталей в процентах к общему остатку незавершенного производства за период с 1/VII-1953 г. по 1/III-1955 г. составляет:

Таким образом, задел по постоянным деталям к началу 1955 г. составлял около 40% от всего незавершенного производства, объем которого в целом также вырос за истекший период.

Расчет производственных программ цехам по постоянным крановым деталям

Расчет месячной производственной программы по постоянным крановым деталям производится одновременно для всех цехов основного производства на едином документе — «Ведомости расчета производственных программ цехам и позаказной обеспеченности программы постоянными деталями» (форма 3).

Ведомость расчета производственных программ (форма 3) предназначена:

а) для расчета месячных программ цехам на изготовление постоянных деталей (заготовок и готовых деталей);

б) для диспетчерского наблюдения за состоянием запасов на центральных производственных складах и принятия своевременных мер для пополнения их до нормального уровня;

в) для наблюдения за комплектной обеспеченностью постоянными деталями конкретных заказов по товарной программе текущего месяца.

В графах, расположенных на левой стороне «Ведомости», приведена вся номенклатура постоянных деталей с присвоенными этим деталям постоянными номерами позиций, марка, профиль и размер материала, межцеховой маршрут и календарно-плановые нормативы (величина партий изготовления, партий заказа, периодичность запуска партий, максимальные запасы заготовок и готовых деталей на производственных складах).

Все приведенные данные являются постоянными реквизитами формы, и, таким образом, в формах, подготовленных типографским или другим способом, эти графы являются уже заранее заполненными. Это дает возможность при расчете месячных заданий цехам избежать весьма трудоемкой работы по заполнению этих реквизитов.

Периодичность включения партий заказа в месячную производственную программу показана в знаменателе в соответствующей графе формы принятым условным обозначением 1М, 2М, ЗМ и т. д., что означает соответствующую периодичность повторения партий один раз в месяц, один раз в два месяца, один раз в три месяца и т. д. В этой же графе в числителе дроби приводится размер партии заказа, который при делении его на периодичность показывает среднемесячную потребность в деталях данного наименования. Так, например, при величине партии заказа в 300 деталей с периодичностью ЗМ среднемесячная потребность составляет 300 : 3 = 100 деталей.

На основании данных о планируемом поступлении и расходе заготовок и готовых детален определяются предполагаемые остатки на начало планируемого периода на центральных производственных складах и складе бюро кооперирования.

Размер планируемого цехам задания устанавливается путем сопоставления предполагаемых остатков на начало планируемого периода с нормативами запасов на складах; при этом учитывается размер партий заказа и периодичность их запуска в производство.

Такое сопоставление дает возможность определить, следует ли включать и в каком количестве данные детали в программу планируемого месяца, а также будет ли обеспечено выполнение задания по выпуску деталей, включенных в план механическим цехам, остатками заготовок на центральном складе,

Все эти данные позволяют заблаговременно включать в планы заготовительным цехам изготовление заготовок, потребующихся механическим цехам в следующем плановом периоде.

Постоянное создание комплектных заделов заготовок и деталей на производственных складах позволяет все больше приводить задания цехам в соответствие с установленной периодичностью запуска партий, что обеспечивает равномерный ритмичный ход работы в цехах.

В отдельные месяцы практически могут иметь место серьезные отклонения ассортимента изделий в программе от обычной номенклатуры месячного плана. Поэтому после установления производственных заданий цехам на месяц производится дополнительная проверка обеспеченности товарного выпуска завода постоянными деталями из

складских запасов или из планируемого по программе поступления деталей.

Проверка производится путем сопоставления данных графы «Всего» раздела «Требуется на товарную программу планируемого месяца готовых деталей» с данными о предполагаемых на 1-е число планируемого месяца остатках готовых деталей на складе и планируемым поступлением.

После расчета месячных заданий по ведомости (форма 3) в ПДО завода составляются подетальные программы цехам (форма 4) путем соответствующей выборки позиций из ведомости постоянных деталей, включаемых в планы цехов.

Подетальные производственные программы цехам на изготовление переменных деталей (форма 5) составляются на основании поузловых конструкторских спецификаций. Форма такой производственной программы дает возможность группировать аналогичные переменнные детали из разных заказов и объединять их в единые партии изготовления.

Действовавшая в механических цехах маршрутно-безнарядная система дала возможность централизовать в ПДО завода выписку маршрутных листов на программы этим цехам. Такая организация выписки маршрутных листов обеспечивает централизацию управления ходом производства кранов со стороны ПДО завода, что отвечает серийным методам планирования. Кроме того, такой порядок обеспечивает в цехах принудительный режим работы партиями и способствует соблюдению цехами плановой дисциплины.

Простановка отделом главного технолога в технологическом маршруте (расцеховке) номера предметно-замкнутого участка механического цеха, за которым закреплена данная деталь, дала возможность производственно-диспетчерскому отделу завода в производственных программах этим цехам группировать по участкам детали, включаемые им в задание.

Благодаря получению механическими цехами из ПДО завода таких подетальных заданий с разбивкой по участкам, а также централизации в ПДО выписки маршрутных листов на программу, отпала необходимость составлять месячные задания участкам непосредственно в цехах. Таким образом, цехи избавились от трудоемкой работы по выписке первичной документации и по учету выработки, а работники ПДБ цехов имеют теперь возможность сосредоточить все свое внимание на вопросах календарно-плановой работы и своевременного обеспечения участков и рабочих мест всем необходимым для выполнения заданного государственного плана.

При переходе на серийные методы планирования потребовалась некоторая перестройка учета производственных затрат.

Для учета затрат цехов по изготовлению постоянных деталей были открыты постоянные «заказы» (учетная группа). На счетах внешних заказов систематизируются затраты выпускных цехов (ЦМК и сборочного) и затраты цехов на изготовление переменных деталей.

На основании составленного нормативного подетального ценника плановый отдел завода составляет ежегодно нормативный «эталон-набор» постоянных деталей, входящих во все однотипные краны, выдает главной бухгалтерии нормативную себестоимость таких комплектов постоянных деталей для суммирования ее с затратами, накопленными на внешнем заказе.

Планированием переменной части крановой продукции регламентируется работа выпускных цехов (ЦМК и сборочного) и изготовление переменных крановых деталей во всех остальных цехах.

В методике планирования этой части крановой продукции предусматривается расчет календарных сроков запуска-выпуска на основании нормативов опережений, устанавливаемых согласно цикловым графикам для групп однотипных кранов и группировка однотипных кранов в серии в каждом плановом периоде (месяц, квартал) с целью увеличения серийности изготовления переменных деталей.

 

Эффективность применения серийных методов производства

Осуществленные на заводе имени С. М. Кирова мероприятия по переходу с индивидуальных на серийные методы производства обеспечили рост производительности труда на 35% и подняли завод на более высокую ступень организационно-технической культуры производства.

Такое повышение организационно-технического уровня завода стало возможным в результате комплексного усовершенствования производства: унификации изделий, узлов и деталей, типизации технологических процессов, специализации цехов и организации в них предметно-замкнутых участков, перехода на серийные методы планирования производства.

В результате перевода завода на более высокие формы организации производственных процессов были вскрыты имевшиеся резервы производственной мощности и созданы условия для лучшего их использования.

Благодаря проведенным мероприятиям, завод стал выпускать на тех же производственных площадях и том же оборудовании значительно больше продукции, чем раньше.

Выпуск товарной продукции для кранов в 1954 г. по отношению к 1952 г. составил — 144,5%, а валовой — 139,7%.

Себестоимость сравнимой продукции в 1954 г. снижена против 1953 г. на 11,3%.

Завод, ранее работавший убыточно, после осуществления этих мероприятий, начал работать рентабельно, ежегодно наращивая объем прибылей. Валовые накопления от производства составили в 1954 г. 122,0% против плана.

Как результат улучшения организации и планирования производства значительно сократилась (на 30—40%) длительность производственных циклов изготовления изделий на заводе.

В итоге проведенных работ завод располагает отлаженной на практике, прогрессивной системой серийного производства крановых деталей, и, что весьма важно, внедренная система дает большие возможности ее дальнейшего совершенствования, а также расширения и пополнения номенклатуры деталей, охватываемой типовой технологией и серийными методами планирования.

^ Наверх